Информационная служба ст.Новопокровской

 

    Статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации установлена  береговая полоса вдоль рек, ручьев для общего пользования.
    Береговая полоса для общего пользования предназначена для передвижения и пребывания около рек и ручьев, для осуществления любительского и спортивного рыболовства, причаливания плавучих средств.
   Ширина береговой полосы для общего пользования 20 метров, для рек и ручьев протяженностью не более 10 км.- 5 метров.
    Каждый гражданин вправе пользоваться этой береговой полосой, но без использования механических средств.
    Официальных толкований по многим вопросам,  возникающим при применении этой  статьи нет. Особенно часто возникают споры между пользователями рыбоводных участков и гражданами.
     На рыбоводных участках общего пользования лов рыбы ( кроме видов зарыбленных пользователем) разрешен без согласия на то пользователя водным объектом.  Граждане привыкли, также, в определенных местах просто отдыхать, купаться. Это не устраивает пользователей рыбоводных участков и они, пользуясь положением статьи 6 Водного кодекса РФ о запрете использования в береговой полосе механических средств устанавливают различные преграды: делают рвы, ставят шлагбаумы.
   Насколько правомерны их действия?
   Береговая полоса для общего пользования входит в водоохранную зону.  Водоохранная зона, кроме береговой полосы для общего пользования, включена в хозяйственную деятельность. Поэтому дороги, как правило, около рек и ручьев в водоохраной зоне проложены в береговой полосе  для общего пользования.
      Статьей 65 Водного кодекса РФ установлено, что движение транспортных средств ( кроме специальных транспортных средств) в водоохранных зонах запрещено, за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах, и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
   Теперь давайте попробуем  истолковать закон.
Что является специальным транспортным средством,  имеющим право ездить и не по дорогам? «Скорая», «пожарка, «полиция» понятно.  А велосипед или инвалидная коляска? То же ведь «механические средства».
    Что такое специально оборудованные места для стоянок, имеющих твердое покрытие? Кто, где и когда на сельских речках оборудовал эти места и закреплял их нормативным актом?
   А теперь о рвах, и шлагбаумах.
По дорогам в береговой полосе для общего пользования проезд разрешен всем. Значит, и перекрывать их нельзя. Создание помех, препятствий на дорогах административное правонарушение, предусмотренное статьей 12.33 КоАП РФ.
    А если нет дороги?
    Статья 8.12.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение свободного допуска граждан к водному объекту общего пользования к береговой полосе.
     А если есть калитка для прохода или тропа мимо рва?
   Пользователю рыбоводного участка передается для использования водный объект, но не береговая полоса для общего пользования. Береговой полосой он пользуется на общих основаниях, и перерывать её или сооружать препятствия для проезда не имеет права. Это самоуправные действия, за которые он также может быть привлечен по статье 19.1 КоАП РФ. На возведение любых сооружений  в береговой полосе он должен получить разрешение. Вдруг нужно проехать вдоль береговой полосы без дороги специальному транспорту: плохо стало рыбаку, нужно тушить загоревшиеся камыши и т.п.
    Понятно стремление пользователя рыбоводного участка сохранить биоресурсы водоема, получить доход на вложенные средства. К тому же на предпринимателя возлагается природоохранные обязательства, в том числе в прибрежной полосе. Предприниматель вправе принимать меры по экологической охране водоема и прибрежной полосы, но в пределах предоставленных ему прав: предложить гражданину прекратить нарушение, обратится в органы правомочные на составление протоколов и на пресечение правонарушений и т.д.
     Но прежде всего предприниматель  должен обеспечить граждан информацией о статусе водоема, установить информационные  щиты.
     Закон устанавливает общие положения, без учета конкретных обстоятельств. Например, не около одного традиционного места отдыха около рек в сельских поселениях нет твердого покрытия и если буквально читать закон, то и подъезжать к этим местам на машинах и даже на велосипедах нельзя. Но какой вред от парковки в береговой полосе легковых автомобилей, мотоциклов и велосипедов для водоема?  Другое дело грузовой транспорт, сельскохозяйственная техника или мытье техники около рек, розлив ГСМ.
      Официальных толкований закона нет, но нужно всем  разумно подходить  к использованию береговой полосы для общего пользования и гражданам, и предпринимателям, и власти. Нужно найти баланс интересов и обеспечить экологическую охрану водоема.
     Примечание:  Статья подготовлена на основе законодательства действующего на 1 мая 2017г. В связи с мобильностью законодательства правила в дальнейшем могут измениться.